23.12.2016

Коментар експерта

Леван Чикваидзе, региональный менеджер компании «Элопак» по странам Кавказа
Леван Чикваидзе, региональный менеджер компании «Элопак» по странам Кавказа:
D.N.: Расскажите, пожалуйста, какие молочные продукты пользуются популярностью в Грузии?

Л.Ч.: Массово, как пользовались, так и пользуется грузинские сыры. Два вида, в основном. Это сулугуни и имеретинский. Сулугуни, в основном, настольный. А имеретинский — настольный и в хачапури. И мацони. Мацони — это традиционный грузинский йогурт, термостатного метода. Изготавливается в домашних условиях, но сейчас и индустриальным способом тоже делают. Это главный продукт у всех молочных производителей. Эти два продукта можно считать локомотивами грузинской молочной промышленности.

D.N.: Как Вы думаете, может ли Грузия экспортировать их в другие страны?

Л.Ч.: Экспорт мацони — это реально. А вот экспорт сыров — это нелёгкий вопрос, потому что у нас нет индустриального производителя грузинских сыров. Практически, 100% производство сыров, который, опять же, является главным молочным продуктом в стране, всё распространенно в семьях, в регионах. И может быть, мелкие какие-то производители, которые, может быть даже индивидуальные предприниматели, но индустриального производителя я не могу назвать, к сожалению. Нет такого, чтобы кто-то производил в индустриальных, и соответственно, в экспортных количествах.

D.N.: Семейное производство — это семейные фермы, которые производят сыр на продажу или больше для себя?

Л.Ч.: Знаете, массово, в основном, это семьи, которые производят и для себя, и для продажи. Хотя есть у нас порядка свыше 100, наверное, маленьких таких цехов, скажем так, которые производят сугубо для продажи. В день они перерабатывают от 1 тонны до 3 тонн молока. Соответственно, от 100 до 300 кг сыра в день. Это, конечно, маленькое количество. И, конечно, есть меньше производства, которые 100, 200 или 500 литров в день перерабатывают. В основном, конечно, это такие, которые дома делают. Кстати, на сегодняшний день количество коров в Грузии — в три раза больше, чем это было в советское время. Почему? Потому что в советское время Грузия не была молочной страной. Считается, что это родина мацони. «Set йогурт» если по-английски сказать. Греческий йогурт, йогурт термостатного типа. Но вот сама молочная отрасль она не была профессиональной. И, соответственно, в советское время в деревнях, сёлах, регионах можно было жить довольно хорошо и на зарплатах, на пенсиях. Понимаете? А сейчас молоко и корова — это способ выживания. Поэтому люди буквально выживают на сыре, на молоке. Поэтому в деревнях, в регионах все держат коров.

D.N.: Сейчас коровы — самые популярные молочные животные?

Л.Ч.: Да, однозначно. И были всегда. Хотя есть у нас и овцы в горах. Овечий сыр называется гуда. Это, в принципе, дорогой сыр.

D.N.: Сложился такой стереотип, что это больше овцы, чем коровы.

Л.Ч.: Нет. Овцы есть в горах, но они — нишевый сегмент, скажем так.

D.N.: Что преимущественно делают с молоком? То есть его больше всё-таки обрабатывают?

Л.Ч.: Сыры. Сыры. И, вот вы знаете, я вам сказал, что в три раза больше коров сегодня. Хотя полностью разрушена система сбора молока и поставки его на заводы. Например, сейчас заводы на 100% работают на импортном молочном порошке, на сухом молоке. Летом ещё кое-кто работает на цельном молоке, которое собирают в регионах. Но, в основном, и летом тоже работают на сухом молоке у нас. То есть, система сбора цельного молока и приём на заводах, разрушена. Только-только принимаются шаги… ну как только-только? Последние 15 лет шаги предпринимаются, но результат пока минимальный. Этому мешают разные факторы. В первую очередь низкая молочная культура в регионах, соответственно, гигиенические условия невысокие, и когда цельное молоко приходит на заводы, оно не всегда приемлемого качества. А производитель нуждается в стабильности. И как в качестве, так и в количестве сырья. Поэтому они предпочитают работать на импортном сухом молоке. Это раз. И во-вторых, в последнее время цена на сухое молоко очень снизилась. Сейчас она обратно пошла вверх, но целый 2016 год, в принципе, они проработали на довольно низкой цене.

Хотя, вот у нас есть продвижение. Несколько лет назад, лет восемь назад, у нас на рынок вышел «Вимм-Билль-Данн». Это российский производитель, который был выкуплен компанией PepsiCo тоже несколько лет тому назад. И, конечно, у них другие стандарты. Вот они делали и делают акцент на развитии сбора молока. И постепенно, постепенно они наращивают объёмы по сбору молока. Ежедневно. Но всё же объёмы у них не такие, как в России. Может быть будет 20 тонн в день цельного молока, плюс-минус — зависит от сезона.

В 2016 году была главная новость молочного рынка Грузии — это вход на рынок «Лакталис», французского гиганта. Он выкупил самый большой молочный комбинат — «Санте». И «Лакталис» тоже делает акцент на развитие системы сбора цельного молока и, соответственно, минимальной зависимости от импортного сырья в виде сухого молока. Поэтому вот эти шаги предпринимаются. Результат есть, но пока не такой, скажем, фурорный.

D.N.: Каким Вы видите будущее молочной индустрии в Грузии в 2017 году? И каким в более долгосрочной перспективе?

Л.Ч.: Что я могу однозначно сказать? Рынок развивается правильно и органично. То есть здесь нет никаких искусственных влияний, допустим капитала, или создания каких-то нереальных ожиданий в будущем, которых нет. Поэтому все производители, у нас три основных производителя: «Санте», как я вам сказал уже «Лакталис» — это номер первый. Второй «Милкум». Как «Домик в деревне». Это «Вимм-Билль-Данн», PepsiCo сегодня. Все они нормально развиваются. И развивается сбор цельного молока. Система развивается, а объёмы наращиваются. Это приятный показатель, конечно.

У нас девальвация была местной валюты в этом году довольно существенная, соответственно, подорожали импортные продукты. Это всё способствовало тому, что народ больше переключается на молочные продукты местного производство. На них подорожание меньше всего отражается. Поэтому есть рост молочного рынка. Вот у нас есть, например, в Грузии, молоко, цельное молоко собирается около 600 тысяч тонн в год. 600 тысяч тонн — это то, что добывается здесь, на месте, в регионах, в деревнях, в семьях. А импортное сухое молоко — это где-то шесть тысяч тонн. То есть, в десять раз меньше получается. Потому что из шести тонн сухого молока восстанавливают 60 тонн молока. Тогда, когда у нас в десять раз больше уже есть в стране, но нет системы, организации, чтобы собрать. Я думаю, что внимание будет сфокусировано в этом направлении. В 2017 и не только. Все последующие годы основной акцент будет сделан на улучшение и развитие системы сбора цельного молока в регионах. И улучшение качества на этапе пока оно дойдёт до производителя, до переработчика.

У нас есть довольно такой интересный импорт молочной продукции. В принципе, импорт в основном из Украины, из России, из Европы, из Германии, из Польши. Сыры, например, у нас практически все импортные. Все жёлтые сыры — европейские. Абсолютно всё импорт. В основном, они заходят из Польши и из Германии. И вот с этой стороны, я думаю, что пока такого агрессивного развития ожидать не стоит.

Развитие мы, опять же, больше всего ожидаем в сегменте наращивания объемов цельного молока в регионах.

D.N.: В последнее время Украина всё больше производит и экспортирует сырный продукт. Беларусь, Казахстан много импортируют украинский сырный продукт. А что в Грузии с сырным продуктом? Его вообще покупают? Производят?

Л.Ч.: Да. Из Украины и из Казахстана заходит большое количество молочных продуктов, в том числе и сыров, и не только сыров. И йогурты заходят, и молоко заходит, и сметана заходит.

D.N.: А вот именно сырный продукт пользуется популярностью? Не сыр, а сыр с добавлением растительных жиров.

Л.Ч.: Хороший вопрос затрагиваете, потому что у нас, к сожалению, покупатель недостаточно осведомлён о различии между сыром с растительными жирами и с натуральными, молочными жирами. Покупатель не осведомлён и не заинтересован. Довольно часто он не знакомится. Для него главное вид и вкус. И цена, конечно. Я, конечно, не могу про всех это сказать, но такой подход есть. И, соответственно, есть сыры с растительными жирами, есть сыры с натуральными жирами. Но, поскольку у нас в основном сыры приходят из Европы, это Польша и Германия, поэтому у нас сыры с растительными жирами не доминируют на рынке.

Ещё обнадёживающий факт. Буквально месяц назад у нас назначили нового министра сельского хозяйства. Это человек, который годами лично имел соприкосновение с этим сектором. Есть большие надежды на то, что он внесёт реальные изменения.

Щоб залишити коментар, авторизуйтеся

28.12.2016

2016-2017 — итоги и перспективы

Конец года — время, когда все подводят итоги. The DairyNews узнало у экспертов, каким был 2016 год для молочной отрасли, с какими проблемами пришлось столкнулись, какие новые возможности открылись, и, конечно, что ждёт отрасль в 2017 году.